Начиная с 1978 года, когда в США была зафиксирована первая незаконная рассылка, все больше стран пытаются законодательно регулировать рассылку спама. И, нужно сказать, небезрезультатно.
Так, в 2008-м году в Нидерландах был выписан рекордный штраф за email-рассылку спама, составивший 510 000 евро.
Разные государства решают проблему незатребованных и мошеннических рассылок по-разному.
В этой статье мы рассмотрим, какие штрафы за рассылку спама предусмотрены в Украине, России, Европе и США.
В законодательствах разных стран определения спама разнятся, но суть остается неизменной — это рекламные сообщения, которые отправляются вопреки воле получателей. Другими словами, человек должен дать согласие на получение рассылки. А компания-отправитель в случае необходимости должна иметь возможность документально подтвердить факт получения этого согласия, чтобы не получить штраф за спам.
В Украине ситуация с защитой граждан от нежелательных сообщений довольно печальная. Согласно информации, опубликованной 24.06.2020 на ресурсе nv.ua, до сих пор в стране не было ни одного прецедента наказания за рассылку спама.
Украинские законодатели движутся в сторону решения этой проблемы, но довольно робкими шагами. Так, в июне 2020 года Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект, предусматривающий штрафы за рассылку спама в размере... от 1,7 до 3,4 тысяч гривен. И чтобы выписать этот гигантский штраф, сначала нужно будет доказать отсутствие согласия абонента на рассылку.
Всё это, однако, не означает, что украинским спамерам можно расслабиться. Если в их базу рассылки попадут граждане стран с более жесткими законами о спаме, отвечать придется по законодательству именно этих стран.
Также стоит учитывать, что рассылка спама кроме прочих нарушает и законы об обработке личных данных, как минимум контактной информации: email, номер телефона, токен и т.п.
Персональные данные граждан Украины защищены такими правовыми документами:
В России дела с контролем спама обстоят гораздо лучше. Во всяком случае, прецеденты с штрафами за незаконное распространение рекламы имеются. К примеру, за рекламные звонки без согласия абонента на 100000 рублей был оштрафован крупный оператор связи Мегафон.
Еще один известный прецедент — жалоба на туристическое агентство Travelata, которую подал постоянный клиент агентства. Он попал в емейл-рассылку, так как при оформлении заказа не снял предустановленную галочку согласия на ее получение. Жалоба была удовлетворена, и агентству пришлось выплатить штраф.
Размер штрафа за спам, установленный статьей 33 Федерального закона «О рекламе», для юридических лиц колеблется от 100 до 500 тыс. рублей.
Кроме того, в уголовном кодексе РФ существует статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Под нее попадают спамеры, которые собирают адреса из открытых источников или воруют их. Наказание за такое преступление варьируется от штрафа в 200 тыс. рублей до двух лет тюрьмы.
Еще один российский закон, касающийся спамеров, — «О персональных данных». Согласно нему, в сфере обработки персональных данных существуют такие нарушения и наказания за них:
В Евросоюзе к защите личных данных граждан относятся предсказуемо строго. Она регулируется законопроектом GDPR, который включает множество требований к сбору, обработке и хранению персональных данных граждан Евросоюза. Подробнее о них вы можете прочесть в нашей статье Перспективы емейл-маркетинга в свете GDPR + спасательный чек-лист.
Суть закона заключается в том, что за любые действия с персональными данными, совершенные без ведома и задокументированного согласия их владельца, компания-нарушитель заплатит штраф в размере 20 млн евро или 4-х процентов от своего годового дохода. Выбор будет сделан в пользу более крупной суммы.
Нужно отметить, что GDPR стал своеобразным ориентиром в сфере регулирования обработки личных данных, на который равняется все больше других стран.
В Бразилии в августе 2020-го планируют ввести в силу Общий закон о защите данных (LGPD), практически полностью повторяющий основные нормы GDPR.
Закон строго регламентирует правила сбора, обработки и хранения персональных данных на территории Бразилии: таким образом, он защищает личные данные не только граждан Бразилии, но и всех, чьи данные обрабатывались в момент, когда они находились в этой стране.
Штрафы за нарушение LGPD будут достигать 13 миллионов долларов, или 2% годового дохода компании-нарушителя.
Главный закон США о спаме — CAN-SPAM Act. Штрафы, предусмотренные за его нарушение, могут достигать более чем сорока трех тысяч долларов.
Главные требования CAN-SPAM:
В целом можно сказать, что американские антиспам-законы гораздо мягче, чем европейские: фактически, они позволяют отправить рассылку любому контакту, главное вовремя отписать адресата, если он захочет сделать это.
Но нужно помнить, что в отдельных штатах существуют локальные правовые документы. Например, California Consumer Privacy Act (CCPA) в Калифорнии. Согласно этому закону, жители штата Калифорния имеют право:
Максимальный штраф за нарушение положений CCPA — 2500 $.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, достаточно придерживаться нескольких простых правил:
Если ваши рассылки отвечают этим требованиям, вы можете смело отправлять их в любое место земного шара, не опасаясь штрафа за спам-рассылку.