Источник: cossa.ru
Сколько времени нужно висеть на линии в ожидании ответа администратора? Во что бизнесу обходится каждый ответ «я не знаю, я не врач»? Какая конверсия в запись у самых эффективных колл-центров клиник? Отдел маркетинга международного медицинского проекта 103.health в августе 2021 года провёл большое исследование, заслав «тайных пациентов» в 60 медцентров и стоматологий Беларуси, Украины и Казахстана.
Мы в 103.health изучали знакомую многим медцентрам проблему:
Почему так происходит? Не спешите делать вывод, что реклама работает неэффективно. Её задача — привести целевой трафик. А количество реальных записей зависит от того, что с этим трафиком происходит дальше.
В любой маркетинговой воронке есть минимум 2 узких места.
Современные пациенты выбирают платные услуги, потому что помимо грамотного лечения им важен сервис. И этап записи на приём является одним из ключевых. Именно эта проблема — каналы связи с клиникой и качество работы со всеми каналами — подтолкнула проект 103.health к проведению исследования «Тайный пациент».
Для анализа мы выбрали следующие каналы связи:
Первый и самый распространённый способ связи с клиникой — звонок по телефону. Хорошо, если клиника практикует анализ звонков своих администраторов и быстро реагирует на ошибки. Обратим внимание на наиболее важные параметры для оценки телефонного разговора с пациентом.
1. Как часто пациенты дозваниваются с первой попытки?
Вот какой результат получил «тайный пациент»:
Если пациент выбрал платную услугу, он не будет пытаться дозвониться много раз после неудачной попытки и выберет аналогичную по условиям клинику, особенно если есть, из чего выбирать. А первоначально выбранную клинику не порекомендует или будет отзываться о ней негативно, чем отпугнет ещё некоторое количество потенциальных пациентов.
2. Время ожидания на линии в секундах
Чем конкурентнее рынок, тем ниже должно быть время ожидания. Негласный международный стандарт — это 80/20: 80% пациентов должны дозваниваться в клинику в течение 20 секунд. Ведущие компании стремятся к показателю 90/10, чтобы 90% пациентов ожидали ответа не более 10 секунд.
3. Администратор вовлечённо слушает и задаёт вопросы
Исследование 103.health «Тайный пациент»: как мы проверили 60 колл-центров клиник в СНГ
Иногда администраторы ошибочно выполняют роль автоответчика: консультируют пациента по запросу и завершают разговор. Число таких случаев достигает 50%. Но администратор — одно из ключевых звеньев, которые могут влиять на прибыль клиники. Для этого он должен понимать цель своей работы от первого контакта с пациентом до его записи и последующих обращений.
4. Администратор владеет общей информацией об услуге
Пациенты задают вопросы, на которые администратор может ответить без привлечения врача. Это общая информация об услуге, например: «На какой день цикла проводится УЗИ молочных желез?».
Как вели себя администраторы, если не знали ответа на вопрос?
5. Администратор отвечает на сложные вопросы
Иногда пациенты задают более узкие вопросы, например, про модель аппарата УЗИ, подробности проведения процедуры и другие. Особенно это актуально для имплантации в стоматологии, эстетических процедур, подготовки к диагностическим процедурам, новым или дорогостоящим услугам.
Администратор не обязан знать все нюансы каждой услуги, но с однотипными вопросами работать нужно обязательно. Также должен быть скрипт в случае, если администратор не может ответить на вопрос.
Итак, что делать?
6. Предложение альтернативных вариантов по времени записи
К сожалению, в ответ на фразу «это время мне не подходит» администраторы часто просто молчали, ожидая, что пациент сам будет уточнять наличие других вариантов.
Важно, чтобы администратор сам предлагал альтернативное время записи, если «окошко», о котором спросил пациент, уже занято. Высока вероятность, что получится подобрать другое удобное время, так как пациенты не всегда готовы сами «допрашивать» администратора о свободных часах для записи.
7. Презентация врача/услуги/клиники
Презентация особенно важна для клиник, работающих на высококонкурентном рынке, для новых учреждений, ценовых сегментов «выше среднего» и «высокий».
Вот позитивные варианты презентаций, с которыми мы встретились.
9. 100 ответов на возражение «дорого», которые мы не услышали
«У нас такие цены» или просто молчание — часто встречающиеся ответы на возражение «дорого».
Позитивные варианты обработки возражения «дорого», которые мы услышали в результате исследования.
10. Работа с возражением «Я подумаю»
Абсолютное большинство администраторов даже не пытаются работать с ответом пациента «я подумаю». И не показывают заинтересованность в том, чтобы помочь определиться с выбором.
Но были и позитивные примеры обработки возражения «Я подумаю», которые встретились нам в результате исследования.
11. Закрытие на запись
Администратор ни в коем случае не должен навязывать пациенту ненужные услуги. Но если пациент хочет записаться на эту услугу в какую-либо из клиник, администратор должен сделать всё, чтобы именно он записал пациента в свою клинику.
Онлайн-каналы для обращений, по которым требуется обратная связь по телефону
В данном примере рассмотрим форму «Записаться»:
В такой форме записи обычно есть поля с именем, телефоном, текстом для сообщения. Аналогичные формы используются и на сайтах медцентров, когда пациент оставляет заявку, а администратор потом перезванивает.
Для всех форм такого типа актуальны те же проблемы, что при телефонном звонке: отсутствие инициативы от администратора и альтернатив по времени, отсутствие презентации и работы с возражениями и тому подобное. Важнее то, что эти обращения просто пропускают и вообще не отвечают на них.
Форма записи на приём на 103
В Беларуси 50% заявок было обработано в течение первых 30 минут. В Украине этот показатель составил 55% заявок. В Казахстане — 16%.
По каким-то причинам многие администраторы не считают онлайн-заявки важными для обработки. На самом деле это полноценное обращение, с которым нужно работать. Человек задаёт вопрос, потому что находится в процессе принятия решения. И ему, возможно, не хватает помощи администратора, чтобы перестать сомневаться и записаться.
Поделимся важными цифрами. В конце 2020 года мы изучали, как конвертируются обращения в зависимости от канала.
Цифры показывают, что заявки из любого другого канала не менее важны, чем телефонные звонки. И конверсия в запись по ним бывает даже выше. Пациенты, которые заполняют формы обратной связи и пишут в чат, имеют уже сформированную потребность. Им уже не нужно «продавать» услугу, достаточно быстро ответить и подобрать время для записи.
Онлайн-каналы с ответом в том же канале
Это онлайн-чат на сайте клиники, мессенджеры и email. Пациенты, которые обращаются в клинику такими способами, рассчитывают в них же и получить ответ или записаться на приём. Но всегда ли у них это получается?
Онлайн-чат на сайте клиники
Проверьте среднее время пребывания посетителя на вашем сайте. Если пользователь проводит на нем менее 3 минут, то ответ очевиден — нельзя заставлять клиента ждать 5 минут в онлайн-консультанте. Он просто закроет сайт и уйдёт.
Мессенджеры
В клиниках с подключёнными мессенджерами есть проблемы со скоростью ответов как на первое сообщение, так и на последующие.
Если администратор занимает пассивную позицию и просто раз в полчаса отвечает на вопросы потенциального пациента, тот, вероятнее всего, обратится в другую клинику: кому захочется тратить на запись несколько часов?
Записываясь через email, можно подробно описать проблему, прикрепить файлы, не быть привязанным ко времени работы клиники. Особенно этот канал связи популярен среди иностранных пациентов, которых интересует медицинский туризм.
По всем регионам мы выявили большую проблему: медцентры просто не отвечают на обращения по email. Вероятно, адрес электронной почты указан на сайте «для галочки», заявки там никто не проверяет или делает это крайне редко.
Социальные сети
Основные цели присутствия клиники в социальных медиа:
Особенно актуален данный канал в эстетической и превентивной медицине, в диагностике.
Мы столкнулись с масштабной проблемой низкой скорости ответа и неготовности общаться через direct в принципе:
Клиники заводят соцсети, возлагают на них какие-то надежды по эффективности, размещают ссылки на сайте, готовят контент. Но сообщения в direct остаются без ответа сутками.
И даже если администратор ответит, далеко не в каждом медцентре можно записаться на приём через этот канал.
Если человек пишет клинике в социальных сетях, он рассчитывает там же получить ответы на вопросы, договориться о дне и времени приёма. Получая ответ «Позвоните и запишем», потенциальный пациент с высокой вероятностью закроет переписку и запишется в другой медцентр.
Какие ещё проблемы работы с соцсетями мы выявили.
Администратор — одна из ключевых точек контакта пациента с клиникой
Если специалист отвечает медленно, не проявляет инициативу или вообще пропускает часть обращений, любая, даже самая профессионально разработанная рекламная кампания может оказаться неэффективной.
Команда 103.health провела это исследование, потому что уверена: совместными усилиями мы сделаем медицинский сервис лучше. Внедряйте новые гипотезы, оцифровывайте результат и выходите на качественно новый уровень обслуживания пациентов.