Источник: vc.ru
По материалам: Digital-агентство Zavod
Пандемия ускорила проникновение технологий в бизнес-процессы. QR-коды используются для бесконтактной оплаты, в них хранятся маркетинговые предложения и описание продукта и т. д. QR-код прост в использовании. В нем может быть закодировано большое количество данных, так что это похоже на палочку-выручалочку (например, нет необходимости печатать меню ресторана, если с его помощью можно распечатать только QR-код, ведущий на веб-страницу). Однако иногда технология может навредить бизнесу.
В этом материале Digital-агентство Zavod расскажет, как и где работают QR-коды, почему их выгодно использовать и когда от них лучше отказаться.
QR-код (код быстрого ответа) представляет собой пиксельный штрих-код квадратной формы. В отличие от простого штрих-кода, QR-код двумерный, что означает, что он читается по горизонтали и по вертикали. QR-код хранит больше информации, чем штрих-код:
- ссылки на сайт компании, страницы продуктов или мобильное приложение;
- детали платежа;
- данные для проверки или доступа к определенной информации (пароль, логины).
Масахиро Хара, инженер Denso Wave Inc., дочерней компании Toyota, изобрел QR-код. Ресурсов штрих-кода не хватило при быстром экономическом росте Японии и увеличении количества товаров в 90-е годы. Новые коды хранили больше информации. Первый QR-код появился в 1994 году, его использовали в автомобильной промышленности. Позже Denso Wave сделала эту технологию доступной для всех. В 2000-е QR-коды признавал весь мир — технология обеспечивала прозрачность производства с отслеживанием каждой детали. QR-код получил сертификат ISO, что означает, что продукция компании соответствует международным стандартам.
QR-коды могут быть:
Статические. В них хранится информация, которую нельзя редактировать после создания кода. Вы можете использовать их для фиксированных действий: кодирование настроек Wi-Fi, идентификация сотрудников, регистрация на мероприятия, передача реквизитов.
Динамические. Информация может быть обновлена в любое время. Компании выбирают такие коды для сбора статистики, отзывов и маркетинговых кампаний.
QR-коды можно использовать в любой сфере. Некоторые примеры:
Маркетинговые задачи — акции, дополнительная информация о товарах, цифровые визитки.
Оплата QR-кодом — это альтернатива кассе и эквайрингу.
Контроль товаров в производстве и инспекционными органами.
Пример. Система маркировки товаров « Честный ЗНАК »: проверка их оригинальности и качества.
Контроль сотрудников — доступ к некоторым помещениям или файлам, идентификация.
Передвижение людей — перемещение во время пандемии внутри страны и при пересечении границ.
Навигация — самостоятельные экскурсии.
Пример. В Абу-Даби (ОАЭ) действует система туристической навигации по QR-кодам: турист может увидеть не только адрес здания, но и историческую справку.
Образовательные цели — контроль посещаемости или доступ к учебным материалам.
Пример. Проект «Мобильная библиотека» — стенды с QR-кодами, ведущие к виртуальным книжным полкам. Пользователь выбирает книгу и получает к ней свободный доступ.
Переход в дополненную и виртуальную реальность. Пользователь сканирует код и переходит на страницу товара.
Пример. Kinder добавил QR-код AR к своим вкусным продуктам. Теперь и дети, и взрослые сканируют коды, чтобы открыть портал в Африку.
Простота создания и использования
Никаких специальных устройств не требуется, только приложение на смартфоне. Можно бесплатно сфотографировать QR-код, а затем отсканировать его онлайн. После сканирования пользователь сразу попадает на ресурс. Им не нужно будет вводить адрес сайта и другие данные вручную. Это ускоряет доступ к информации и покупкам.
Бесконтактная оплата
Покупателю не нужны наличные деньги или карта для оплаты с помощью QR-кода. Для перевода денег не нужно вводить реквизиты счета/карты или номер телефона. Это снижает риск ошибок. Оплата по QR-коду проста. Пользователь сразу переходит к платежным реквизитам, если код статический. Динамический QR-код позволяет персонализировать платежи и дать пользователю ссылку на платеж с определенной суммой. Этот способ ускорит и упростит оплату, защитит пользователей от фишинговых сайтов и ошибок.
Бонусы за маркетинг
Купоны, дополнительная информация о товарах, ссылки на конкурсы закодированы в QR-кодах. QR-коды хранят приглашения на мероприятия или информацию о них. Люди могут зарегистрироваться на мероприятие, используя QR-код.
QR-коды позволяют маркетологам отслеживать привлекательные для покупателей места в торговом зале. Чем больше сканирований, тем заметнее коды. Это рабочий инструмент для оценки эффективности наружной рекламы и отслеживания пути клиента.
Пример. Пользователь видит печатную рекламу продукта и адрес сайта. Затем они ищут сайт и совершают покупку. Аналитика покажет, что клиент пришел по прямому поиску, тогда как на самом деле он узнал о товаре из рекламного буклета. Если разместить QR-код, содержащий ссылку и UTM-метку, то аналитика отобразит правильный источник, привлекший пользователя.
Маркетинг любопытства
Что скрыто в QR-кодах, всегда остается загадкой. Объясните пользователям, что они получат, если отсканируют код, но не забудьте создать интригу. Скажите им, что они получат сюрприз или бонус.
Эконом
Во время пандемии рестораны начали делать цифровые меню, чтобы уменьшить количество контактов с поверхностями. Это также может быть использовано вне пандемии.
Пример. Компания не тратит деньги на печать и обновление материалов. Клиенту не нужно ждать меню. Удобно выбирать блюда на экране смартфона. Вы можете делать скриншоты, чтобы не забыть, что вы хотите заказать.
QR-коды также могут заменить печатную рекламу. Особенно, когда листовки печатаются для краткосрочной акции. Коды вместо офлайн-материалов упрощают маркетинг и снижают затраты компании.
Если в офлайн-магазине недостаточно места, QR-код покажет весь ассортимент. И компании не нужно арендовать большую площадь, чтобы разместить всю продукцию.
Простая печать и размещение
QR-коды черно-белые и не требуют цветной печати. Их можно сканировать под разными углами, а значит размещать на любой поверхности: баннеры, бумажные стаканчики, печатные листовки, автомобили и так далее. Не помешает даже повреждение на 30% - сканер распознает код.
Неопытные пользователи
Не все люди понимают, как использовать QR-коды. Сначала компании предстоит провести исследование и выяснить, насколько продвинута целевая аудитория и не возникнут ли трудности у пользователей.
Пример. Пенсионеры с подозрением относятся даже к банковским картам. У некоторых пожилых людей нет современных смартфонов со сканерами QR-кода, поэтому они не смогут использовать оплату QR-кодом.
Недоверие пользователей
Новые вещи часто встречают со скептицизмом и подозрением. Клиенты могут решить, что вы хотите украсть их деньги таким «хитрым» способом. Это связано с отсутствием цифровой грамотности. Вам придется объяснять недоверчивым пользователям, почему вы перешли на новую технологию, как сканировать QR-коды и почему это безопасно. Иногда это непросто.
QR-коды неэффективны, если они являются единственным вариантом
QR-коды не всегда удобны даже для продвинутых пользователей. Если у пользователя нет считывателя QR-кода на смартфоне, ему придется потратить время на его загрузку. Пользователь также может забыть код для оплаты. Вы рискуете потерять своих клиентов, если у вас есть только возможность оплаты и получения информации с помощью QR-кода.
Нет доступа к Интернету
90% людей во всем мире имели доступ к быстрому Интернету в 2021 году, а мобильный трафик достиг миллионов терабайт в 2022 году. Однако могут быть некоторые ошибки, которые приводят к нестабильному интернет-соединению. Эта ситуация всем знакома. Это может произойти из-за отсутствия денег на счету, неудачного определения местоположения или просто из-за проблем с мобильным оператором или провайдером, если подключение осуществляется через Wi-Fi. Отсканировать QR-код без доступа в интернет невозможно.
QR-коды открывают новые возможности для бизнеса. Вы можете использовать их в рекламных кампаниях, для бесконтактной оплаты, презентации вашего бизнеса или продуктов и так далее. QR-коды хранят больше информации, чем пользователи могут найти в автономном режиме.
Основными преимуществами QR-кодов являются их скорость и простота. Для сканирования кода достаточно смартфона со специальным приложением. Кроме того, для оплаты QR-кодом не требуется торговый терминал. QR-коды экономят деньги компании на полиграфических материалах и дают точную аналитику эффективности наружной рекламы и местонахождения товара.
Основным недостатком QR-кодов является то, что они доступны не всем. Некоторые люди не умеют ими пользоваться или просто не готовы к этой технологии. Для сканирования QR-кодов необходим доступ в Интернет.