Тренды в ритейле в 2021 году: что думают участники рынка

04.11.2020

Источник: spark.ru

Журналистка Ольга Муравьева поговорила с игроками рынка о том, что сейчас происходит в ритейле и каких трендов стоит ожидать.


Дополнительные сервисы и необычные услуги

Сооcнователь сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова отмечает, что бизнес стал активнее предлагать дополнительные сервисы и необычные услуги, чтобы стимулировать продажи и повысить лояльность клиентов.

«Некоторые бренды стали предлагать покупателям воспользоваться услугой тест-драйв товаров на несколько дней и теперь это касается не только автомобилей, — говорит она. — В России такую возможность пока предоставляют зарубежные бренды Thule, Britax Romer, Hobot и другие. Уникальная услуга всегда помогает выделиться на фоне конкурентов. Особенно такой подход актуален сейчас, когда у большинства решены базовые вопросы с удобством и юзабилити сайта, доставкой, уровнем сервиса и системой рейтингов и отзывов о товарах. Таким образом создается иная ценность для покупателей, нечто большее, чем просто покупка».

Еще один интересный тренд — подписка. По сути это долгосрочная аренда с возможностью менять товары. Например, Apple, Samsung, MS (Хbox) уже второй год предлагают гаджеты по системе подписки. Volvo и Hyundai также запустили такую услугу. В случае с техникой экономической выгоды особо нет, зато в использовании всегда новая модель, а экономическая целесообразность аренды автомобиля зависит от способа эксплуатации. Необычная услуга распространяется даже на детские товары.

«Например, можно оформить подписку на игрушки на месяц или несколько, и еженедельно их менять: затраты будут сопоставимы с покупкой одной вещи, но ребенок будет получать каждую неделю новую, — объясняет Крайванова. — Когда она надоест или станет неактуальна по возрасту, ее можно будет заменить. Другой пример использования детских товаров по подписке — это долгосрочная аренда утилитарных вещей, которые тоже нужны на ограниченный срок. Например колясок, эргорюкзаков, автолюлек и автокресел. Имея такую подписку, можно хоть каждый день менять товары». Такая система стимулирует клиента пользоваться новыми товарами бренда даже если он убежденный сторонник умеренного потребления, переживает за экологию и место на балконе.

 

Конкуренция в онлайне:
небольшой бизнес VS маркетплейсы

Гипермаркеты и маркетплейсы сегодня составляют большую угрозу для стартапов, предлагая высокий уровень сервиса, низкие цены и короткие сроки доставки. Однако, основатель компании по обжарке кофе Torrefacto Илья Савинов считает, что небольшая компания вполне способна конкурировать с гигантами. По его мнению, малому бизнесу, который решил продвигаться через интернет, просто нужно найти свою узкую нишу и стать в ней ведущим авторитетом.

«Мир вокруг нас быстро меняется и постоянно рождает предпринимательские возможности, — рассуждает он. — Наблюдайте за миром вокруг — чего в нем не хватает? Чего не хватает именно вам? Мы так в 2011 году стали первым онлайн-сервисом в России, который начал обжаривать и доставлять ценителям кофе по всей России свежий продукт. Мы не просто продаем кофе, а погружаем покупателей в кофейный мир через новые знания, органолептический опыт. Помимо этого, мы ведем активное общение с нашими клиентами на собственном сайте и в соцсетях. Нам удалось построить сообщество людей вокруг своего продукта. Такой подход невозможно скопировать не только гипермаркетам и маркетплейсам, но и компаниям нашей же отрасли. Реселлер не может и не должен быть специалистом по всем товарам, которые продает. Его задача просто сделать покупку удобной и доступной».

Эксперт советует рассматривать маркетплейсы и гипермаркеты не как конкурентов, а как дополнительный канал продаж. Так, например, его компания сотрудничает с OZON и Wildberries и получает с этих площадок новых постоянных покупателей.

 

Маркетплейсы от соцсетей

По мнению сооснователя сервиса promkod.ru Андрея Приображенского, торговыми площадками уже в 2021 году станут Youtube и Instagram, на базе которых их владельцы планируют создать отдельные маркетплейсы.

«Google планирует сделать Youtube одним из основных мест для покупок онлайн, —рассказывает Приображенский. — Об этом Bloomberg писал 9 октября. Смысл идеи заключается в том, что при просмотре видео с товарами можно будет сделать покупку на самом Youtube. Видеоматериалы планируется преобразовать в огромный каталог товаров, которые зрители смогут просматривать и покупать напрямую с Youtube. Предполагаю, что идеальным решении в этом случае будет — сделать покупку на той же странице, на которой показывается товар. Компания уже тестирует новую интеграцию с Shopify Inc, которая имеет большой опыт в разработке e-commerce и владеет одной из популярных платформ для продажи товаров. Эксперимент пока проводится на ограниченном количестве каналов. При условии разделения доходов от продаж с авторами роликов, эта идея может быть поддержана в сообществе, и сможет принести дополнительный доход не только авторам контента, но и самому ресурсу».

По его словам, закрытое тестирование собственного маркетплейса проводит и Инстаграмм. Идея все та же — купить понравившийся товар можно будет, не выходя из приложения. При просмотре продукта появляется кнопка Checkout on Instagram (Оформить заказ через Инстаграмм). После оформления заказа введенную клиентом информацию можно будет сохранить для следующих покупок. Все уведомления об отгрузке и доставке будут также приходить в приложении. На данный момент идея обкатывается среди жителей США, но в дальнейшем, в случае успеха, все будет реализовано и в приложении Facebook.

 

Новые правила и возможности маркетплейсов

Управляющий директор компании «Факторинг Плюс» Евгений Родионов отмечает, что за время пандемии наблюдался заметный приток в е-commerce новых поставщиков — из тех, кто до карантина реализовывал свою продукцию и товары офлайн и это изменило маркетплейсы.

«Столкнувшись с наплывом новых производителей, площадки были вынуждены искать новые склады и увеличить число пунктов выдачи заказов, — говорит эксперт. — Кроме того, маркетплейсы изменили формат работы с поставщиками: сняли запрет на размещение товаров одного и того же бренда от разных поставщиков и стали чаще работать с МСБ».

Но, по мнению Родионова, о готовности новых селлеров к более крупным объемам продаж пока говорить рано. Многим представителям МСБ сложно сейчас делать поставки на крупные маркетплейсы, так как характерный для этих площадок формат оплаты по факту реализации товаров не позволяет поставщикам вовремя получать оборотные средства для совершения повторных поставок или расширения ассортимента. В случае роста спроса сложно наращивать объемы, а маркетплейсы дают такую возможность, и его важно удовлетворить вовремя, чтобы не упустить клиентов.

«Не каждый предприниматель может позволить взять на себя кредитную нагрузку — например, в силу в силу своего небольшого опыта работы, — объясняет Родионов. — В ситуации жесткой конкуренции среди селлеров малому и среднему бизнесу необходимы более гибкие финансовые решения. Классические механики и продукты, предлагаемые финансистами сегодня, не подходят и только усложняют работу предпринимателей. Поставщикам развивающихся маркетплейсов важно находить простые, быстрые и понятные источники постоянного пополнения оборотных средств при работе по договорам реализации. Развитие рынка факторинга в части специализированных решений именно для этого сегмента бизнеса может помочь в ускорении развития онлайн-торговли в России, и мы видим в этом большой потенциал. Если маркетплейсы научатся предлагать поставщикам встроенные инструменты финансирования — это значительно упростит задачу развития МСБ и поддержит здоровую конкурентную среду в онлайн-продажах. Российский рынок электронной торговли растет быстро, но его обслуживание, как и предложение, пока нуждаются в доработке в части финансового обеспечения».

Просмотров: 46